Фридерик Шопен – великий польский композитор. Подобно Моцарту и Бетховену, он прославился и как гениальный пианист. И в той и в другой области Шопен сказал свое слово: обогатил музыку новым содержанием и образами, раскрыл ее новые, неизвестные до того времени выразительные возможности, ввел новые приемы пианистического исполнительства.
В отличие от многих своих предшественников и современников Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Исключение составляют несколько камерных сочинений: одно трио, две пьесы для виолончели, около двадцати песен. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в одной лишь области фортепианной музыки.
Необычно сложилась и жизнь Фридерика Шопена. Поляк по происхождению он все свои зрелые годы вплоть до смерти провел на чужбине. Но это не помешало ему остаться глубоко национальным композитором. Шопен стал основоположником польской классической музыки, создав на основе народных песен и танцев высокохудожественные, неповторимо своеобразные произведения.
Музыкальные произведения (нотные издания)
Фридерика Шопена (1810-1849)
из фондов нотно-музыкального отдела
Харьковской городской специализированной музыкально-театральной библиотеки им. К. С. Станиславского:
- Полное собрание сочинений. Т.1. Прелюдии: для фп. – 14-е изд. – Краков: Пол. муз. изд., 1949. – 77 с.
- Полное собрание сочинений. Т.1. Прелюдии: для фп. – 18-е изд. – Краков: Пол. муз. ин-т Ф. Шопена, б.г. – 77 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 2. Этюды: для фп. – 6-е изд. – Варшава; Краков: Ин-т Ф. Шопена; Пол. муз. изд-во, 1949. – 170 с.
- Полное собрание сочинений. Т.2. Этюды: для фп. – 17-е изд. – Краков: Ин-т Ф. Шопена, 1975. – 162 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 2. Этюды: для фп. – 16-е изд. – Краков: Пол. муз. изд-во, 1976. – 162 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 2. Этюды: для фп. – 10-е изд. – Б. м.: Ин-т Фридерика Шопена; Пол. муз. изд-во, б.г. – 161 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 3. Баллады: для фп. – Варшава; Краков: Ин-т Ф. Шопена; Пол. муз. изд-во, 1949. – 78 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 4. Экспромты: для фп. – 6-е изд. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена, б.г. – 52 с.
- Полное собрание сочинений. Т.4. Экспромты: для фп. – 7-е изд. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена, б.г. – 52 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 4. Экспромты: для фп. – 14 -е изд. – Краков: Пол. муз. изд-во, 1972. – 44 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 4. Экспромты: для фп. – 17-е изд. – Краков: Ин-т Фридерика Шопена; Пол. муз. изд-во, б.г. – 44 с.
- Полное собрание сочинений. Т.5. Скерцо: для фп. – 5-е изд. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена, б.г. – 108 с.
- Полное собрание сочинений. Т.5. Скерцо: для фп. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена; Краков: Пол. муз. изд-во, б.г. – 98 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 5. Скерцо: для фп. – 11-е изд. – Краков: Пол. муз. изд-во, 1971. – 100 с.
- Полное собрание сочинений. Т.6. Прелюдии и экспромты: для фп. – М.: Музгиз, 1962. – 107 с.
- Полное собрание сочинений. Т.6. Сонаты: для фп. – Варшава; Краков: Пол. муз. изд-во, 1949. – 141 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 6. Сонаты: для фп. – 5-е изд. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена, б.г. – 146 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 6. Сонаты: для фп. – 11-е изд. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена, б.г. – 138 с.
- Полное собрание сочинений. Т.6. Сонаты: для фп. – 13-е изд. – Краков: Пол. муз. изд-во, 1971. – 138 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 7. Ноктюрны: для фп. – М.; Л.: Музгиз, 1951. – 146 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 7. Ноктюрны: для фп. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена, б.г. – 133 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 7. Ноктюрны: для фп. – Варшава; Краков: Пол. муз. изд-во, 1949. – 131 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 7. Ноктюрны: для фп. – 15-е изд. – Краков: Пол. муз. изд-во, 1972. – 133 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 7. Ноктюрны: для фп. – 22-е изд. – Краков: Ин-т Фридерика Шопена: Пол. муз. изд-во, 1981. – 125 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 8. Полонезы: для фп. – 6-е изд. – Варшава; Краков: Ин-т Фридерика Шопена: Пол. муз. изд-во, 1949. – 156 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 8. Полонезы: для фп. – 15-е изд. – Краков: Пол. муз. изд-во, 1972. – 148 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 8. Полонезы: для фп. – 17-е изд. – Краков:Ин-т Фридерика Шопена: Пол. муз. изд-во, б. г. – 148 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 8. Полонезы: для фп. – 19-е изд. – Краков: Ин-т Фридерика Шопена: Пол. муз. изд-во, 1978. – 148 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 9. Вальсы: для фп. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена; Краков: Пол. муз. изд-во, б.г. – 131 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 9. Вальсы: для фп. – Варшава; Краков: Пол. муз. изд-во, 1972. – 125 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 10. Мазурки: для фп. – 2-е изд. – Варшава; Краков: Ин-т Фридерика Шопена: Пол. муз. изд-во, б.г. – 232 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 10. Мазурки: для фп. – 10-е изд. – Варшава; Краков: Ин-т Фридерика Шопена: Пол. муз. изд-во, 1949. – 236 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 10. Мазурки: для фп. – Варшава; Краков: Пол. муз. изд-во, 1956. – 120 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 10. Мазурки: для фп. – 15-е изд. – Краков: Пол. муз. изд-во, 1972. – 220 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 10. Мазурки: для фп. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена, 1975. – 220 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 11. Этюды: для фп. – 16-е изд. – Краков: Пол. муз. изд-во, 1976. – 162 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 11. Фантазия; Колыбельная; Баркарола: для фп. – 11-е изд. – Краков: Ин-т Фридерика Шопена: Пол. муз. изд-во, 1971. – 50 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 12. Рондо: для фп. – Варшава; Краков: Ин-т Фридерика Шопена: Пол. муз. изд-во, б.г. – 142 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 12. Рондо: для фп. – 5-е изд. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена, б.г. – 142 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 13. Концертное аллегро; Вариации: для фп. – Варшава; Краков: Ин-т Фридерика Шопена: Пол. муз. изд-во, б.г. – 79 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 14. Концерты: для фп. с сопровожд. орк. – 3-е изд. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена, б.г. – 215 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 14. Концерты: для фп. с сопровожд. орк. – 4-е изд. – Варшава; Краков: Ин-т Фридерика Шопена: Пол. муз. изд-во, б.г. – 215 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 14. Концерты: для фп. с сопровожд. орк. – 5-е изд. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена, б.г. – 215 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 14. Концерты: для фп. с сопровожд. орк. – 6-е изд. – Краков: Пол. муз. изд-во, б.г. – 208 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 14. Концерты: для фп. с сопровожд. орк. – 7-е изд. – Варшава; Краков: Ин-т Фридерика Шопена: Пол. муз. изд-во, 1949. – 215 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 14. Концерты: для фп. и орк. – 10-е изд. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена, б.г. – 215 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 17. Песни: для голоса в сопровожд. фп. – Варшава; Краков: Пол. муз. изд-во, 1959. – 77 с.
- Полное собрание сочинений. Т. 18. Мелкие сочинения: для фп. – 16-е изд. – Краков: Ин-т Фридерика Шопена: Пол. муз. изд-во,1978. – 65 с.
- Автограф: (листок из альбома): для фп. – М.; Л.: Музгиз, 1949. – 3 с.
- Баллады: для фп. – М.: Музыка, 1980. – 56 с.
- Баллады и экспромты: для фп. – М.: Музгиз, 1946. – 80 с.
- Ballade: pour piano: As-dur: Op. 47 №3. – Leipzig, Cop. 1910. – 11p.
- Вальсы: для фп. – 5-е изд. – М.: Музгиз, 1934. – 68 с.
- Вальсы: для фп. – М.: Музыка, 1968. – 140 с.
- Вальси: для фп. – К.: Муз. Україна, 1973. – 94 с.
- Вальсы: для фп. – М.: Музыка, 1981. – 104 с.
- Вальсы: (№ 1-17): для фп. – Варшава: Ин-т Фридерика Шопена, 1975. – 107 с.
- Вибрані вальси: для фп. – К.: Муз. Україна, 1993. – 48 с.
- Valses completes. – M.: P. Jurgenson, s. a. – 68 p.
- Вальс №7: для фп.: Соч. 64 №2. – М.: Музгиз, 1962. – 7 с.
- Вальс № 7: для фп. : Соч. 64 №2. – М.: Музыка, 1977. – 7 с.
- Вальс № 7: для фп. – М.: Музыка, 1983. – 7 с.
- Вальс №7: для фп.: Соч. 64 №2. – М.: Юнифир, 1991. – 8 с.
- Вальс: перелож. для ксилофона и фп.: Соч. 64 № 2 // Пьесы. – М., 1989. – С. 10.
- Вальс: для фп.: си мин.: Соч. 69 №2 // Любимые пьесы. – М., 1986. – С. 30-33.
- Вальс: для фп.: си мин.: Соч. 69 №2 // Любимые пьесы. – М., 1988. – С. 30-33.
- Вальс № 10: для фп.: Соч.69 №2.– М.: Юнифир, 1991. – 8 с.
- Вальс: для фп.: си мин.: Соч. 69 №2 // Любимые пьесы. – М., 1992. – Вып. 1. – С. 30-32.
- Вальс №10: перелож. для шестиструн. гитары // Легкие пьесы. – М., 1964. – Вып.11. – С. 24-28.
- Вальс №16: перелож. для баяна // Концертные пьесы. – М., 1974. – Вып. 8. – С.52.
- Вальс: перелож. для скрипки и фп. // Вальс. – М., 1988. – С. 9-12.
- Вариации: для фп. в 4 руки. – Краков: б.и., б.г. – 26 с.
- Весна: перелож. для шестиструн. гитары // Легкие пьесы. – М., 1964. – Вып. 11. – С. 23.
- Волшебный цветок: для голоса в сопровожд. фп. // Весенние голоса. – М., 1965. – С. 20-25.
- Желание: для фп. – К.: Муз. Україна, 1971. – 2 с.
- Желание: для фп. // Лист, Ф. Нетрудные транскрипции. – М., 1970. – С. 37-44.
- Желание: перелож. для аккордеона // Музыкальные вечера. – М., 1960. – С. 8-9.
- Желание: перелож. для аккордеона // Аккордеонисту-любителю. – М., 1989. – Вып.18. – С. 22-23.
- Желание: перелож. для баяна // Баян в музыкальном училище. – М., 1990. – Вып. 21. – С. 34-42.
- Здравствуй, родина святая!: полонез: для муж. хора в сопровожд. фп. // Библиотека хормейстера. – М., 1968. – Вып. 24. – С. 18-23.
- Колыбельная: для фп. – М.: Музыка, 1983. – 7 с.
- Колыбельная, тарантелла, баркарола: для фп. – М.: Музыка, 1974. – 31 с.
- Berceuse, und Barcarolle, etc. – Leіpzіng: C. F. Peters, s. a. – 90 p.
- Контрданс // Хрестоматия аккордеониста. – М., 1970. – С. 80-82.
- Концерт № 1: Соч. 11: перелож. для 2-х фп. – Л.: Музыка,1980. – 111 с.
- Концерт №1: e-moll: Ор. 11: перелож. для 2-х фп. в 4 руки.– Варшава: PWM, 1958. – 111 с.
- Концерт № 2: фа мин.: Ор.21: перелож. для 2-х фп. в 4 руки. – М.: Музгиз, 1946. – 68 с.
- Концерт №2: для фп. с орк.: клавир. – М.: Музыка, 1980. – 71 с.
- – Leіpzіg: C. F. Peters, s. a. – 100 p.
- Концертное аллегро: Ор. 46; Вариации; Блестящие вариации: Ор.12; Памяти Паганини; Вариации на тему марша пуритан из оперы Беллини «Пуритане»: [все произведения] для фп. – Варшава: PWM, 1961. – 55 с.
- Концертные пьесы: для фп. – Лейпциг: C. F. Peters, б.г. – 106 с.
- Четыре концертные пьесы для фортепиано с оркестром: перелож. для 2-х фп. – М.; Л.: б.и., 1950. – 220 с.
- Ларго: для аккордеона // Аккордеон в музыкальной школе. – М., 1989. – Вып. 58. – С. 29-30.
- Мазурки: для фп. – Будапешт: Musіca, б.г. – 156 с.
- 52 мазурки: для фп. – М.: Госмузиздат, 1931. – 139 с.
- 52 мазурки: для фп. – М.: Музгиз, 1935. – 139 с.
- Мазурки: для фп. – М.: Музыка, 1980. – 152 с.
- Mazurkas: pour pі – Braunschweіg: H. Lіtolff’s, s. a. – 111 с.
- Мазурка: для фп.: си мин. : Соч. 33 № 4. – М.: Музыка, 1983. – 7 с.
- Мазурка (последняя): для фп.: f-moll. – Краков: Пол. муз. изд-во, 1970. – 11с.
- Последняя мазурка: для фп.: f-moll // Бэлза, И.Ф. Ист ория польской музыкальной культуры. – М., 1972. – С. 225-228.
- Три мазурки: для балалайки и фп. – М.: Музгиз, 1960. – 11 с.
- Мазурка // Готово-выборный баян в музыкальном училище. – М., 1981. – С. 45.
- Мазурка // Хрестоматия для семиструнной гитары. – М.,1965. – С. 41-44.
- Мазурка: для голоса с фп. / перелож. П. Виардо; сл. С. Болотина. – М., 1968. – С. 41-44.
- Мазурка: перелож. для духового орк. – Партитура и голоса. – М.: Музгиз, 1959. – 84 с.
- Мазурка: перелож. для кларнета и фп. // Альбом популярных пьес. – М., 1989. – С. 23-25.
- Мазурки: перелож. для скрипки и фп. // Мазурка. – М., 1989. – С. 31-41.
- Мазурка: для флейти з фп. // Альбом юного флейтиста. – К., 1990. – Вип. 2. – С. 11-15.
- Моя баловница: для голоса в сопровожд. фп. // Романсы русских и польских композиторов на слова Адама Мицкевича. – М., 1955. – С. 13-17.
- Нетрудные пьесы: для фп. – М.: Музыка, 1969. – 53 с.
- Ноктюрны: для фп. – К.: Муз. Україна, 1985. – 111 с.
- Ноктюрны: для фп. / ред. Г. Ковача. – Будапешт. – 108 с.
- Ноктюрн: для фп.: Ор. 15 № 3. – М.: Гос. муз. изд-во Р.С.Ф.С.Р. Худож. отд., 1922. – 56 с.
- Ноктюрн; Полонез: для фп. – М.: Музгиз, 1954. – 15 с.
- Ноктюрн: для альта и фп. : Соч. 62 № 2 // Произведения зарубежных композиторов. – М., 1989. – С. 11-18.
- Ноктюрн: для в-чели и фп. / перелож. А.К. Власова. – М.: Музгиз, 1962. – 8 с.
- Ноктюрн: для шестиструн. гитары. – М.: Музгиз, 1960. – 5 с.
- Ноктюрн: для голоса и фп. / перелож. С. Стучевского; сл. Т. Сикорской // Весенние голоса. – М., 1965. – С. 26-30.
- Ноктюрн: для скрипки и фп.: Соч. 9 № 2 / обраб.
- П. Сарасате // Ноктюрн. – М.,1990. – С. 51-55.
- Песни: для голоса в сопровожд. фп. – М.: Музыка, 1974. – 62 с.
- Песни: для голоса в сопровожд. фп. – М.: Музыка, 1980. – 64 с.
- Полонезы: для фп. – Варшава, 1951. – 127 с.
- Полонезы: для фп. – М.: Музгиз, 1960. – 127 с.
- Полонезы: для фп. – Краков, 1972. – 127 с.
- Полонезы: для фп. / ред. Г. Гольц. – М.: Музыка, 1976. – 88 с.
- Полонезы: для фп. / ред. Г. Шольца. – М.: Музыка, 1982. – 98 с.
- Полонез: Ор. 3; Соната: Ор. 65: для в-чели с фп. / ред. М. Балакирева. – М.: Музгиз, 1933. – 51 с., 1 парт. (16 с.).
- Прелюдии: для фп.: Ор.28. – Лейпциг: PETERS, 1984. – 96 с.
- Прелюдии: для фп.: М.: Музыка, 1979. – 53 с.
- Прелюдії: для фп. / ред. Л. Оборіна та Я. Мільштейна. – К.: Муз. Україна, 1993. – 95 с.
- Сім прелюдій: для фп. – К.: Муз. Україна, 1997. – 9 с.
- Прелюдия № 4, 6: Ор. 28 / аранж. для 2-х гитар В. Бровко // Гитара. От Шопена до Жобима. – СПб., 2006. – С. 26-29.
- Прелюдия: для баяна: си-бемоль мин. // Альбом баяниста. – К., 1971. – С. 2-6.
- Прочь с глаз навеки! : для голоса в сопровожд. фп. / сл. А. Мицкевича // Пушкин и Мицкевич в вокальной лирике русских и польских композиторов. – М.; Краков, 1978. – С. 19.
- Рассвет: для высокого голоса в сопровожд. фп. / сл. С. Болотина и Т. Сикорской; перелож. С. Стучевского // Мечты. – М.,1990. – С. 3-8.
- Рондо: с-moll: Ор. 1; Рондо: F-dur: Ор.5; Es-dur: Ор. 16 // Шопен, Ф. Прелюдии: для фп. – Лейпциг, б.г. – С. 70-104.
- Скерцо: для фп. – М.: Музгиз, 1931. – 67 с.
- Скерцо: для фп. / ред. Л. Оборина и Я. Мильштейна. – М.: Музыка, 1981. – 86 с.
- Сонаты: для фп. / ред. Я. Мильштейна. – М.: Музыка, 1982. – 76 с.
- Две сонаты № 2,3: для фп. / ред. И. Фридмана. – М.: Музыка, 1977. – 63 с.
- Соната: Ор. 65; Полонез: Ор. 3: для в-чели и фп. / ред. М. Балакирева. – М.: Музгиз, 1933. – 51 с., 1 парт. (16 с.).
- Соната: для в-чели и фп. / ред. М. Балакирева. – М.: Музыка, 1973. – 52 с.
- Соната: для фп.: Соч. 35. – М.: Искусство, 1938. – 23 с.
- Соната № 3: для фп.: Ор. 58 / ред. К. Микули. – М.: Музыка, 1985. – 47 с.
- Татарская песня: для голоса в сопровожд. фп. / сл. А. Пушкина // Пушкин в романсах и песнях его современников (1816 до 1837). – М., 1936. – С. 208-209.
- Фантазия: для фп. : Соч. 49. – М.: Музгиз, 1966. – 19 с.
- Фантазия: для фп. – М.: Музыка, 1988. – 27 с.
- Фантазия-экспромт: для фп. – М.: Музыка, 1975. – 10 с.
- Фантазия-экспромт: для фп. – М.: Музыка, 1985. – 7 с.
- Фуга: для фп. – М.; Л.: Музгиз, 1949. – 5 с.
- Экосезы: для фп. : Соч. 72 № 3 / Ориг. и концерт. транскрипция Г. Когана. – М.: Музыка, 1980. – 7 с.
- Три экосеза: Соч. 72; Желание: Соч. 74: для фп. – М.: Музыка, 1966.
- 27 этюдов: для фп. / ред. К. Клиндворта. – М.: Музыка, 1932. – 113 с.
- Этюды: для фп. / ред. И. Фридмана. – М.: Музгиз, 1946. – 119 с.
- Этюды: для фп. / ред. Л. Оборина и Я. Мильштейна. – М.: Музыка, 1973. – 135 с.
- Этюды: для фп. / ред. Л. Оборина и Я. Мильштейна. – М.: Музыка, 1978. – 135 с.
- 15 етюдів: пер. для баяна. – К.: Муз. Україна, 1974. – 71 с.
- Етюд: для кларнета: Соч. 10 № 9 / перелож. и обраб. А. Гедике // Двенадцать пьес. – М., 1932. – С. 24-27, 1 парт. (1 с.).
- Этюд: для фп.: Ор. 10 № 12. – Краков: Пол. муз. изд-во, 1973. – 7 с.
- Этюд / пер. Д. Могилевского // Легкие переложения для струнного квартета. – Партитура. – Л., 1972. – С. 54-57.