ЖАН ЖАК РУССО И ТЕАТР: 200 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Библиографический указатель
Составитель: Черняк Ольга Витальевна, ведущий библиограф справочно-библиографического отдела
От составителя
Французский философ, писатель, драматург, композитор родился 28 июня 1712 года в Женеве. В своей эстетике и художественном творчестве отстаивал принцип свободы чувства, жизненной правды. Его романы “Эмиль” и “Юлия, или Новая Элоиза” положили начало течению сентиментализма в западно-европейской литературе. В “Письме к д’Аламберу о зрелищах” и в “Новой Элоизе”, описывая парижский театр, выступает против замкнутости театра, традиционной тематики, далекой от жизни, условности героев, ходульной манерности игры актеров. Важное место в эстетике Руссо занимают проблемы музыки, оперного искусства. Он отвергал оперу-сериа и был приверженцем оперы-буффа – музыкальной комедии на бытовые сюжеты, с героями из обыденной жизни. Одноактная лирическая сцена “Пигмалион” является ранним образцом особого музыкально-драматического жанра мелодрамы. Лучшее музыкально-драматическое произведение Руссо – одноактная опера “Деревенский колдун”. Это произведение – важный этап в истории французской комической оперы. Руссо принадлежит также либретто оперы “Открытие нового света”, опера-балет “Галантные музы”.
Литература из фонда Харьковской музыкально-театральной библиотеки им. К. С. Станиславского
1. Руссо, Жан Жак: [ст.] // Театральная энциклопедия. – М., 1965. – Т. IV –
С. 755.
2. Руссо, Жан Жак: [ст.] // Музыкальная энциклопедия. – М., 1978. – Т. IV –
С. 798.
3. Руссо, Жан Жак. Драматургия / Жан-Жак Руссо // Избр. соч. / Жан-Жак Руссо. – М., 1961. – Т. 1 – С. 341-528.
4. Руссо, Жан Жак. День без тебя: для баса (баритона) в сопровожд. фп. /
Жан-Жак Руссо // Репертуар начинающего певца. – М., 1973. – С. 3.
5. Жан-Жак Руссо об искусстве: статьи, высказывания, отрывки из произведений / общ. ред. И. Я. Берковского. – Л.; М.: Искусство, 1956. – 295 с.
6. Булычева, А. Мнимая Аркадия // Музыкальная академия. – 2002. – № 3. –
С. 66-76. – (Муз. театр. Опера: теория, история, эстетика).
7. Верцман, И. Жан-Жак Руссо / И. Верцман. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Худож. лит., 1976. – 310 с.
8. Глумов, А. Музыка в русском драматическом театре: истор. очерки /
А. Глумов. – М.: Музгиз, 1955. – 480 с. – В прилож.: Руссо, Жан Жак. Лирическая сцена из “Пигмалиона” [Ноты]: перелож. для фп.
9. Маркус, С. Французская опера XVIII века и борьба музыкально-эстетических направлений. “Война буффонов” / С. Маркус // История музыкальной эстетики. – М., 1959. – Т. 1. – С. 51-68.
10. Музыка эпохи: Жан Жак Руссо – композитор и музыковед // Искусство. – 1998. – № 46. – С. 2.
11. Неф, К. Опера-буфф и комическая опера / К. Неф // История западно-европейской музыки / К. Неф. – М.: Музгиз, 1938. – С. 175-183.
12. Хохловкина, А. Опера Французской революции. Бетховен / А. Хохловкина // Западно-европейская опера / А. Хохловкина. – М., 1962. – С. 162-222.