АСАФЬЕВ БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ
(лит. псевдоним Игорь Глебов)
( 17.07.1884, Петербург 27.01.1949, Москва )
К 125-летию со дня рождения советского музыковеда и композитора
Библиографический указатель
Составитель: Шелинговская Марина Юрьевна, вед.библиограф справочно-библиографического отдела
Список литературы, имеющейся в фондах ГСМТБ им.К.С. Станиславского
Б.В.Асафьев – выдающийся музыковед, композитор, академик (1943), н.а. СССР(1946), лауреат Гос. премии СССР(1943, 1948), медаль “За оборону Ленинграда”. Окончил ист.- филологич. фак.Петерб. ун-та(1908), Петерб. консерваторию по кл. композиции А.К.Лядова(1910). С 1910г. – пианист- концертмейстер балета Мариинского театра. В 1914г. начал муз. – публицистич. деятельность в моск. журнале “Музыка”. С 1925г. Асафьев- профессор Ленингр. консерватории.
1920-е годы- один из самых плодотворных периодов его науч. деятельности: были написаны “Симфонические этюды”, “Письма о русской опере и балете “, “Музыкальная форма как процесс”, циклы монографий, критические статьи о совр. сов. и зарубеж. композиторах, по вопросам эстетики, муз. образования и просвещения.
В 1930-е годы Асафьев интенсивно работал в области балета. В.1941 – 1943 он не прекращал работать, писать музыковедческие работы, сочинять музыку. В 1943г. Асафьев переехал в Москву , возглавил Науч.- исслед. кабинет при Московской консерватории.
Композиторское творчество Б.Асафьева включает 28 балетов, 11 опер, 4 симфонии, большое количество романсов, камерно-инструментальных произведений, музыку к драматическим спектаклям. Основное место среди его муз. соч. занимают балеты, лучшими из которых считаются “Бахчисарайский фонтан” (1934) на сюжет А.С.Пушкина и “Пламя Парижа” (1932), в котором отображена эпоха Великой французской революции.
Огромное количество сил и времени Асафьев отдавал педагогической, лекционно-пропагандистской работе, стремясь воспитать самостоятельно мыслящих специалистов с широким музыкальным и общекультурным кругозором.
В Харьковской музыкально-театральной библиотеке хранится автограф Б.Асафьева – набросок рецензии на работу проф. Харьковской консерватории Г.А. Тюменевой.
Музыковедческие работы
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о русской музыке[Текст] / Б.В.Асафьев. – М.: Музгиз.Вып.1. – 1952. – 80с.Вып.2. – 1952. – 78с.
- Асафьев Б.В. Избранные труды [Текст] / Б.В.Асафьев. – М.: АН СССР.Т.1: Избранные работы о М.И.Глинке. – 1952. – 400с.Т.2: Избранные работы о П.И.Чайковском, А.Г.Рубинштейне, А.К.Глазунове и др.русских композиторах. – 1954. – 384с.Т.3: Композиторы “Могучей кучки”; В.В.Стасов. – 1954. – 335с.Т.4: Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке.- 1955. – 438с.Т.5: Избранные работы о советской музыке. “Музыкальная форма как процесс”. Библиография и нотография. – 1957. – 388с.:.ил.
- Асафьев Б. Встречи и раздумья: (О русских художниках и музыкантах) [Текст] // Сов. музыка. – 1955. – № 1. – С.49 – 58 : ил.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании[Текст] / Б.В.Асафьев. – М.; Л.: Музыка,1965. – 151с.
- Асафьев Б. (Игорь Глебов). Критические статьи, очерки и рецензии: Из наследия конца десятых- начала тридцатых годов[Текст] / Б.В.Асафьев. – М.; Л.: Музыка,1967. – 298с.
- Асафьев Б. Симфонические этюды[Текст] / Б.В.Асафьев. – Л.: Музыка,1970. – 264с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании[Текст] / Б.В.Асафьев; ред. и вступ. ст. Е.М.Орловой. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1973. – 144с. :ил.Список лит. в примеч.: С.138 – 143.
- Асафьев Б. Балет “Ашик – Кериб”: Перед премьерой в Малом оперном театре[Текст] // Асафьев Б. О балете. – М.; Л.,1974. – С.224 – 226.
- Асафьев Б. Музыка третьего сословия[Текст]: [о балете “Пламя Парижа”] // Асафьев Б. О балете. – М.; Л.,1974. – С.215 – 218.
- Асафьев Б.В. “…Непрестанно учиться и отдавать себя другим…”[Текст]: [письма к А.П.Ваулину: 1920 – 1932 г.г. / Б.В.Асафьев; подгот. текста и коммент. Т.Гроссе] // Сов. музыка. – 1974. – № 8. – С.73 – 90.
- Переписка Б.В.Асафьева с П.А.Ламмом[Текст] / публ. О.Ламм // Из прошлого советской музыкальной культуры. – М.,1975. – С.104 – 141.
- АсафьевБ. В., Мясковский Н.Я. Из переписки Б.В.Асафьева и Н.Я.Мясковского-[Текст]: [1907 – 1914г.г. / публ. и примеч. М.Козловой] // Сов. музыка. – 1979. – № 11. – С.118 – 126; № 12. – С.95 – 105.
- Переписка Б.М.Асафьева с М.А.Булгаковым[Текст]: (1936 – 1938) // Музыка России. – Вып.3. – М.,1980. – С.262 – 297.Публ. и коммент. А.Павлова – Арбенина.
- Асафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке : пояснения и прилож. к программам симф. и камер. концертов[Текст] / Б.В.Асафьев; [предисл.А.Н.Дмитриева; примеч. Т.П.Дмитриевой – Мей]. – Л.: Музыка, 1981. – 216 с.
- Асафьев Б.В. О музыке ХХ века[Текст] / Б.В.Асафьев; сост., автор примеч. и имен. указ. Т.П.Дмитриева – Мей; ред. и автор предисл. А.Н.Дмитриев. – Л.: Музыка, 1982. – 200с.
- Глебов И. (Б.В.Асафьев) Мысли и думы. – Ч.3.: фрагменты [о жизнедеятельности автора в искусстве] [Текст] / публ., вступ. и примеч. А.Павлова // Сов. музыка. – 1983. – № 2. – С.20 – 30.
- Глебов И. (Б. В. Асафьев) [Достоевский и музыка: главы из книги][Текст] // Муз. жизнь. – 1984. – № 14. – С.9.
- [Асафьев Б.В.] Глебов И. Музыка моей Родины : записи[Текст] / публ. и примеч. А.Павлова – Арбенина // Сов. музыка. – 1984. – № 4.- С.87 – 94; № 5. – С.71 – 82; № 6.- С.62 – 75; № 7. – С.7 – 25.
- Асафьев Б.В. “…Чувствую полноту ощущения и рост сознания…”[Текст]: [из переписки Б.В.Асафьева и Н.Я.Мясковского] // Сов. музыка. – 1984. – № 12. – С.88 – 94.
- Асафьев Б.В. О народной музыке[Текст] / Б.В.Асафьев; [сост., вступ. ст. и коммент.И.И.Земцовского, А.Б.Кунанбаевой]. – Л.: Музыка, 1987. – 247с.: нот. ил. Библиогр. в примеч.: С.225 – 239. Указ. имен.: С.240 – 246.
- Асафьев Б. (Глебов И. ) Мысли и думы[Текст]: [заметки о западноевроп. Мастерах / публ. и примеч. А.Павлова – Арбенина] // Сов. музыка. – 1990. – № 3. – С.40 – 46.
- Асафьев Б. Чайковский, рассуждающий со своей собственной рукописью[Текст] / публ. П.Вайдман] // Сов. музыка. – 1990. – № 6. – С.29 – 31: нот. ил.
- Асафьев Б.В. “Формалистом себя не считал и не считаю…”[Текст]: [4 письма 1929-1931 г.г. наркому просвещения А.В.Луначарскому / Б.В.Асафьев; публ. Н.Антоновой] // Муз. жизнь. – 2004. – № 7. – С.36 – 38 : портр.
Музыкальные сочинения
- Асафьев Б.В. Бахчисарайский фонтан: Балет – поэма 4 д. по А.С.Пушкину[Ноты] / либр. Н.Д.Волкова. – Клавир. – М.; Л.: Музгиз, 1939. – 188с.
- Асафьев Б.В. Кавказский пленник: балет в 3 д. по А.Пушкину[Ноты] / либр.Н.Д. Волкова. – Клавир. – Л.; М.: Музгиз, 1940. – 285с.
- Асафьев Б.В. Бахчисарайский фонтан: отрывки из балета[Ноты]: для ф.п. // Хрестоматия по советской музыкальной литературе. – Вып.3. – М.,1957. – С.3 – 13.
- Асафьев Б.В. Контрданс: из балета “Кавказский пленник”[Ноты] / перелож. для домры и ф.п. // Муз. жизнь. – 1960. – № 2. – С.12.
- Асафьев Б.В. Танец невольниц из балета “Бахчисарайский фонтан”[Ноты] / перелож. для 3-х баянов В.Хведченя // Пьесы для ансамблей баянов. – Вып 1. – М.,1960. – С.34 – 37.
- Асафьев Б.В. Воинственный танец[Ноты]: из балета “Кавказский пленник” // Играй, мой баян. – М.,1961. – С.24 – 30.
- Асафьев Б.В. Мазурка: из балета “Кавказский пленник”[Ноты] / перелож. для баяна В.Иванова // отрывки из опер и балетов советских и русских композиторов: для баяна. – М.,1964. – С.3.
- Асафьев Б.В. Бахчисарайский фонтан: балет – поэма в 4 д. по А.Пушкину[Ноты] / либр. Н.Волкова; перелож. для ф.п. – М.: Музыка, 1981. – 158с.
- Асафьев Б. Песня о Ленине[Ноты]: для голоса в сопровождении ф.п. / сл. А.Чуркина // О Ленине: вокальные сочинения советских композиторов. – М.,1985. – С.3. – 5.
- Асафьев Б. Пламя Парижа: балет в 4 д., 6 карт.[Ноты] / либр. Н.Волкова и В.Дмитриева. – клавир. – Л.: Музыка,1987. – 214 .с
- Асафьев Б. На дворе .береза; Дуня, ягода моя: (Плясовая): рус. нар. песни[Ноты] / перелож. для баяна В.Накапкина // Готово-выборный баян в музучилище. – М.,1990. – Вып.18. – С.21 – 26.
Литература о Б.В.Асафьеве
- Гвоздев А. Пушкин на языке хореографии: “Бахчисарайский фонтан” на сцене Гос. театра оперы и балета[Текст] // Рабочий и театр. – 1934. – № 29. – С.4 – 5.
- .Соллертинский И. И. Вперед, к Новерру![Текст]: [о балете Б.Асафьева “Бахчисарайский фонтан” в Готобе] // Рабочий и театр. – 1934. – № 29. – С.6 – 7.
- “Бахчисарайский фонтан”: Музыка Б.Асафьева[Текст]. – М.: Изд-во гос. муз. театра им. Немировича – Данченко,1936. – 90с.
- Киселев М. “Кавказский пленник” – балет Б.Асафьева[Текст] // Сов. музыка. – 1938. – № 10-11. – С.40 – 46: нот. ил.: портр.
- Гроссман В. Три цикла романсов на стихи Лермонтова[Текст]: [об использовании разных сторон лирики поэта в циклах Б.Асафьева, Ю.Бирюкова, Н.Мясковского] // Сов. музыка. – 1940. – № 1. – С.52 – 63: нот. ил.
- Житомирский Д. Игорь Глебов как публицист[Текст]: [псевдоним Б.В.Асафьева] // Сов. музыка. – 1940. – № 12. – С.5 – 14.
- Альшванг А. Несколько мыслей о книге Б.В.Асафьева – “Глинка”[Текст] / А.Альшванг // Сов. музыка. – 1948. – № 2. – С.154 – 157.
- Ливанова Т. Б.В.Асафьев и русская глинкиана[Текст] // М.И.Глинка: Сборник материалов и статей. – М.; Л., 1950. – С.353 – 389.
- Памяти академика Б.В.Асафьева :сборник статей о науч.- критич. наследии[Текст]. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – 95с.
- Кабалевский Д. Б.В.Асафьев: (Игорь Глебов)[Текст] / Д.Кабалевский. – М.: Музгиз, 1954. – 76с.
- “Бахчисарайский фонтан”[Текст]: [либретто романтич. хореогр. поэмы / авт. либр. Н.Д.Волкова] // Рыбникова М. Балеты Асафьева. – М.,1956. – С.35 – 48.
- “Кавказский пленник”[Текст]: [либретто балета / авт. либретто Н.Д.Волков и Р.В.Захаров] // Рыбникова М. Балеты Асафьева. – М.,1956. – С.48-64.
- “Пламя Парижа”[Текст]: [либретто балета / авт. либретто Н.Д.Волкова и В.В.Дмитриева] // Рыбникова М. Балеты Асафьева. – М.,1956. – С.23 – 35.
- Рыбникова М. Балеты Асафьева[Текст] / М.Рыбникова. – М.: Музгиз, 1956. – 64с.: портр. – (В помощь слушателю музыки).Балеты Асафьева: список по годам: С.63.Список лит.: С.64.
- Мазель Л. О музыкально – теоретической концепции Б.Асафьева[Текст] // Сов. музыка. – 1957. – № 3. – С.73 – 82.
- Тигранов Г. Воспоминания об академике Б.В.Асафьеве[Текст] // Дружба. – М.,1957. – С.381 – 393.
- Ямпольский И. Б.В.Асафьев о музыкальном исполнительстве[Текст] // Вопросы музыкально – исполнительского искусства. – М.,1958. – Вып.1.- С.508 – 527.
- Лесс Ал. Встреча с Асафьевым[Текст]: [Из воспоминаний] // Сов. музыка. – 1963. – № 4. – С.151 – 152.
- Композитор, ученый, критик[Текст]: [к 80 – летию со дня рождения Б.В.Асафьева] // Муз. жизнь. – 1964. – № 14. – С.9–10.
- Орлова Е.М. Б.В.Асафьев: путь исследователя и публициста[Текст] / Е.М.Орлова. – Л.: Музыка, 1964. – 462с.: ил.
- Лопухов Ф. Две постановки Захарова[Текст]: [о постановке балетов “Бахчисарайский фонтан” Б.Асафьева и “Медный всадник” Р.Глиэра по поэмам А.С.Пушкина] // Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. – М., 1966. – С.280 – 291.
- Каплан Э.И. “Мои университеты”: Б.В.Асафьев[Текст] // Каплан Э.И. Жизнь в музыкальном театре. – Л., 1969. – С.134 – 160.
- На заре критической деятельности[Текст]: [письма Б.Асафьева Н.Г.Райскому] // Муз. жизнь. – 1969. – № 15. – С.16.
- Богданов – Березовский В.А. [О музыковеде Б.Асафьеве и о его педагогической деятельности в Петроградской консерватории в 1920-е годы][Текст] // Музыкальное наследство. – Т.3. – М.,1970. – С.366 – 371: ил.
- Пущин Б. Это было героическое время…[Текст]: [деятельность Б.Асафьева и Н.Стрельникова в 1920-е годы] // Сов. музыка. – 1972. – № 5. – С.50 – 57.
- Канн – Новикова Е. “Хочется скорее дождаться продолжения”[Текст]: [история одного автографа Б.В.Асафьева: письмо к писателю А.Новикову, автору романа о М.Глинке] // Муз. жизнь. – 1973. – № 15. – С.21.
- Соллертинский И.И. “Бахчисарайский фонтан”[Текст]: [о балете Б.Асафьева в постановке Ленингр. театра оперы и балета (1934г.) / балетмейстер Р.Захаров] // Соллертинский И.И. Статьи о балете. – Л.,1973. – С.90 – 96.
- Соллертинский И.И. “Кавказский пленник”[Текст]: [о постановке балета в МАЛЕГОТе (1938г.) / балетмейстер Л.Лавровский] // Соллертинский И.И. Статьи о балете. – Л.,1973. – С.129 – 139.
- Соллертинский И.И. “Партизанские дни”[Текст]: [о первой постановке сов. героического балета / композитор Б.Асафьев; балетмейстеры В.Вайнонен и В.Дмитриев] // Соллертинский И.И. Статьи о балете. – Л.,1973. – С.119 – 125.
- Воспоминания о Б.В.Асафьеве[Текст] / [сост. А.Крюков]. – Л.: Музыка,1974. – 511с.: 8л. ил.
- Земцовский И.Значение теории интонации Бориса Асафьева для развития методологии музыкальной фольклористики[Текст] // Социалистическая музыкальная культура. – М.,1974. – С.82 – 93.
- Кац Б. Актуальные проблемы[Текст] // [К изучению музыковедческих работ Б.Асафьева] // Сов. музыка. – 1974. – № 11. – С.101. – 104.
- “…Непрестанно учиться и отдавать себя другим…”: Из переписки Б.В.Асафьева[Текст] / подгот. текста и коммент. Т.Гроссе; послесл. к публ. Д.Дараган // Сов. музыка. – 1974. – № 10. – С.77 – 95: ил.
- Орлова Е. К истории становления теории музыкальной формы: К 90- летию Б.В.Асафьева[Текст] // Сов. музыка. – 1974. – № 8. – С.91 – 94.
- Степаненко М. До 90- річчя від дня народження Б.В.Асаф’єва: (1884 – 1949)[Текст] // Музика. – 1974. – № 3. – С.29.
- К истории одной дружбы – “…Среди моей коллекции”: из переписки Б.В.Асафьева [c Г.П.Орловым и И.Я.Рыжкиным] [Текст] // Сов. музыка. – 1975. – № 10. – С.76 – 90.
- Козлова М. Мясковский пишет Асафьеву[Текст]: [из личного архива Б.В.Асафьева] // Муз. жизнь. – 1975. – № 20. – С.15.
- Саводник Н.В. Музыкальная жизнь Парижа: (из зарубежной корреспонденции Б.В.Асафьева)[Текст] // Встреча с прошлым. – Вып.2. – М.,1976. – С.223 – 231.
- Хубов Г. Музыкант, мыслитель, публицист: к 60- летию акад. Б.В.Асафьева [Текст] // Хубов Г. Музыкальная публицистика разных лет. – М.,1976. – С.261 – 275.
- Лукьянов В. Учение об интонации Б.В.Асафьева и его разработка в советской литературе: (философско – эстетический аспект) [Текст] // Музыка в социалистическом обществе. – Вып.3. – М.,1977. – С.192 – 219.
- Розанова О. Нове народження балету[Текст ]: [постановка балету Б.Асаф’єва “Бахчисарайський фонтан” у Львів.театрі опери та балету ім.І.Франка] // Музика. – 1978. – № 5. – С.19.
- Чередниченко Т. Терминологическая система Б.В.Асафьева: (на примере исследования “Музыкальная форма как процесс”) [Текст] // Музыкальное искусство и наука. – Вып.3. – М.,1978. – С.215 – 229.
- Бочарникова Э. “Пламя Парижа”[Текст]: [из истории постановки балета в ГАБТе] // Бочарникова Э., Иноземцева Г. Тем, кто любит балет. – М.,1979. – С.80 – 82.
- Мессерер А. “Пламя Парижа” В.И.Вайнонена[Текст]: [балет Асафьева] // Мессерер А. Танец, мысль, время. – М.,1979. – С.117 – 145.
- Шахназарова Н. О трех аспектах реализма: к анализу интонационной теории Б.В.Асафьева[Текст] // Сов. музыка. – 1979. – № 5. – 15.
- Штейнпресс Б. О работе с Асафьевым над биографическим словарем [“Деятели русской музыкальной культуры”] [Текст] // Сов. музыка. – 1979. – № 10. – С.104 – 105.
- Арановский М. Интонация, знак, и “новые методы”[Текст]: [к изучению теории интонации Б.В.Асафьева] // Сов. музыка. – 1980. – №10. – С.99 – 109.
- Земцовский И. Б.В.Асафьев и методологические основы интонационного анализа народной музыки[Текст] // Критика и музыкознание. – Вып.2. – Л.,1980. – С.184 – 198.
- Опера “Минин и Пожарский”. Музыка Б.В.Асафьева, либретто М.А.Булгакова. К истории создания оперы. Публикация либретто[Текст] / публ. М.Козловой // Музыка России. – Вып.3. – М.,1980. – С.212 – 261.
- Келдыш Ю. Б.В.Асафьев – музыкальный критик[Текст]: [журн. вариант статьи] // Сов. музыка. – 1982. – № 2. – С.14 – 20.
- Мазель Л. О некоторых сторонах концепции Б.В.Асафьева[Текст] // Мазель Л. Статьи по теории и анализу музыки. – М.,1982. – С.277 – 307.
- Материалы к биографии Б.Асафьева[Текст] / сост., вступ. ст. и коммент. А.Н.Крюкова. – Л.: Музыка, 1982. – 264с. Указ. имен: С.245 – 263.
- Орлова Е. Научная проблематика ранних работ Асафьева в свете задач современного музыкознания[Текст] // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. – М.,1982. – С.205 – 231.
- Лавровский Л. “Кавказский пленник”[Текст]: [балетмейстер МАЛЕГОТа о либретто и постановке балета Б.Асафьева] // Л.М.Лавровский: Документы, статьи, воспоминания. – М.,1983. – С.115 – 119.
- Назайкинский Е. Слух Асафьева[Текст] // Сов. музыка. – 1983. – № 7. – С.81 – 89.
- Соллертинский И.И. “Кавказский пленник”[Текст]: [О постановке балета в МАЛЕГОТе / балетмейстер Л.Лавровский] // Л.М.Лавровский: Документы, статьи, воспоминания. – М.,1983. – С.165 – 167.
- Арановский М. Интонация, отношение, процесс[Текст]: [к 100- летию со дня рождения Б.В.Асафьева] // Сов. музыка. – 1984. – № 12. – С.80 – 87: нот. ил.
- Босовская О. Еще один штрих к портрету…Асафьев во МХАТе[Текст] // Муз. жизнь. – 1984. – № 14. – С.8.
- Доброхотов Б. Встречи с Асафьевым[Текст]: [воспоминания] // Муз. жизнь. – 1984. – № 14. – С.7 – 8.
- Земцовский И. Коренной вопрос методологии[Текст]: [о трудах Б.В.Асафьева] // Сов. музыка. – 1984. – № 4. – С.84 – 86.
- Земцовский И. Этномузыковедческая концепция[Текст]: [опыт реконструкции Б.В.Асафьева] // Сов. музыка. – 1984. – № 6. – С.82 – 88.
- К 100 – летию со дня рождения Б.В.Асафьева[Текст]: [статьи, записи, фрагм. из работы “Мысли и думы” / публ. и примеч. А.Павлова – Арбенина] // Сов. музыка. – 1984. – № 4. – С.87 – 94; № 5. – С.71 – 82; № 6. – С.62 – 75.
- Кабалевский Д. Мыслитель, творец, педагог: к 100- летию со дня рождения Б.В.Асафьева[Текст] // Музыка в школе. – 1984. – № 3. – С.47 – 55.
- Крюков А. В университетские годы[Текст]: [О Б.В.Асафьеве] // Сов. музыка. – 1984. – № 5. – С.83 – 88: ил.
- Крюков А.Н. Б.В.Асафьев (1884 – 1949): популяр. моногр.[Текст]. – Л.: Музыка, 1984. – 111с.: ил.
- Орлова Е.М. Академик Борис Владимирович Асафьев: моногр.[Текст] / Е.М.Орлов, А.Н.Крюкова. – Л. Сов. композитор, 1984. – 271с.: ил.Указ. имен: С.267 – 270.
- Орлова Е. Из наблюдений над фольклором[Текст]: [по работам Б.В.Асафьева] // Сов. музыка. – 1984. – № 6. – С.76-81.
- Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность[Текст] / Е.М.Орлова. – М.: Музыка, 1984. – 302с.
- Библиогр.: С.286 – 295. – Указ. имен: С.296 – 302.
- Отмечая 100- летие со дня рождения Б.В.Асафьева[Текст]: [статьи; переписка / публ., вступ. ст. и коммент. А.Крюкова] // Сов. музыка. – 1984. – № 7. – С.3 – 6, 47 – 67.
- Отмечая 100- летие со дня рождения Б.В.Асафьева[Текст]: [статьи; письма / публ., примеч. и вступ. заметка М.Козловой] // Сов. музыка. – 1984. – № 9. – С.48 – 66.
- Риттих М. …Живая речь эпохи[Текст]: [о сочинениях Б.В.Асафьева для муз.- хореогр. театра] // Сов. балет. – 1984. – № 4. – С.33 – 36: ил.: портр.
- Руднева О. У руслі ідей вченого [Б.В.Асафьева] [Текст] // Музика. – 1984. – № 5. – С.28.
- Ручьевская Е. Стиль как система отношений[Текст]: [идея интонационной природы муз. искусства в работах Б.В.Асафьева] // Сов. музыка. – 1984. – № 4. – С.95 – 98.
- Тигранов Г.Г. Б.В.Асафьев о музыкальной культуре народов ССCР[Текст] // Тигранов Г.Г. Музыка в борьбе за гуманизм и прогресс. – Л.,1984. – С.143 – 154.
- Эльяш Н. Источник живой поэзии[Текст]: [балет Б.Асафьева “Бахчисарайский фонтан”: публ., докум., воспоминания] // Сов. балет. – 1984. – № 6. – С.40 – 42.
- Беляева Г. Премьера пушкинского балета: балет “Бахчисарайский фонтан” Б.Асафьева[Текст] // Сов. балет. – 1985. – № 1. – С.58: фотоил.
- Зак В. Броскость лада в песенной интонации: (Развивая идеи Б.Асафьева)[Текст] // Проблемы музыкальной науки. – Вып.6. – М.,1985. – С.29 – 54: ил.
- Каган М. Целостная концепция[Текст]: [о формировании муз.- эстетического учения Б.В.Асафьева] // Сов. музыка. – 1985. – № 1. – С.71 – 79.
- Назайкинский Е. Б.В.Асафьев и советское теоретическое музыкознание // Сов. музыка. – 1985. – № 3. – С.88 – 94.
- Пасютинская В. Балет революции “Пламя Парижа”[Текст] // Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М.,1985. – С.169 – 171.
- Пасютинская В. Хореографическая поэма[Текст]: [о балете Б.Асафьева “Бахчисарайский фонтан”] // Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М.,1985. – С.165 – 169.
- Риттих М. “Работать хотелось, как никогда”[Текст]: [о творчестве Б.В.Асафьева – композитора] // Сов. балет. – 1985. – № 3. – С.57 – 59.
- Хентова С. Два имени[Текст]:[о контактах Асафьева и Шостаковича] // Сов. музыка. – 1985. – № 9. – С.75 – 80.
- Шахназарова Н. Массовое музыкальное сознание и оценка музыки [в творчестве Б.В.Асафьева][Текст] // Сов. музыка. – 1985. – № 3. – С.94 – 96.
- Шейн С. Теория симфонизма в толковании Б.В.Асафьева[Текст] // Проблемы музыкальной науки. – Вып.6. – М.,1985. – С.4 – 28.
- Нестьев И.В. Б.В.Асафьев[Текст] // Нестьев И.В. Век нынешний и век минувший. – М.,1986. – С.320 – 330.
- Блок Л.Д. О “Кавказском пленнике”[Текст]: [о балете Б.Асафьева в постановке Ленингр. малого театра / режиссер Л.Лавровский] // Блок Л.Д. Классический танец: История и современность. – М.,1987. – С.496 – 529.
- Мазель Л. Концепция Асафьева и целостный анализ[Текст] // Сов. музыка.- 1987. – № 3. – С.76 – 82.
- Нестьев И. Четыре дружбы: Петр Сувчинский и русские музыканты[Текст]: [Б.Асафьев, Н.Мясковский, С.Прокофьев и И.Стравинский] // Сов. музыка. – 1987. – № 3. – С.83 – 95.
- Дмитриев А.Н. Б.В.Асафьев – композитор и ученый – о Лермонтове[Текст] // Дмитриев А.Н. Исследования. Статьи. Наблюдения. Очерки. – Л.,1988. – С.99 – 112.
- Дмитриев А.Н. Ленинград. Консерватория. Театр: Б.В.Асафьев[Текст] // Дмитриев А.Н. Исследования. Статьи. Наблюдения. Очерки. – Л.,1988. – С.214 – 243.
- Йиранек Я. Интонация как специфическая форма осмысления музыки[Текст] [об интонационной теории Б.В.Асафьева в свете современной эстетики и семиотики / пер. с чеш. Ю.Шкарина] // Сов. музыка. – 1988. – № 10. – С.126 – 130; № 12. – С.102 – 106.
- Васина – Гроссман В. Борис Асафьев: Последние годы[Текст] // Муз. жизнь. – 1989. – № 7. – С.12 – 13.
- Гликман И. [Вс. Мейерхольд и Б.В.Асафьев. Из истории взаимоотношений] [Текст] // Гликман И. Мейерхольд и музыкальный театр. – М.,1989. – С.338 – 342.
- Вайдман П. “…Запись становится косым дождем, ливнем”: “Клинская тетрадь” Б.В.Асафьева[Текст] // Сов. музыка. – 1990. – № 6. – С.114 – 117.
- Чепалов А. “Слушал и смотрел “Царскую невесту”[Текст] [об отзыве Вс. Мейерхольда на спектакль “Царская невеста” Римского – Корсакова в постановке Харьковского театра оперы и балета и о статье Б.Асафьева об этой премьере] // Муз. жизнь. – 1990. – № 23. – С.24- – 25.
- Варунц В. Комментарий к маргиналиям…Стравинского об Асафьеве[Текст]: [о заметках на полях “Книги о Стравинском” Б.Асафьева, сделанных рукой композитора] // Муз. академия. – 1992. – № 4. – С.183 – 184: ил.
- Ємець О. Творець сонячного міфу[Текст]: [про укр. оперного режисера Миколу Смолича, його роботу над оперою М.Глінки “Руслан і Людмила” та моральну підтримку з боку Б.Асаф’єва] // Музика. – 1999. – № 3. – С.22 – 23.: портр.
- Лист Б.Асаф’єва до М.Смолича від 17 вересня 1930р.: С.24 – 25.
- Розин В. Музыка как явление культуры и психический феномен[Текст]: [в т.ч. сравнительный анализ концепций Э.Курта и Б.Асафьева] // Розин В.М. Культурология. – М.,2000. – С.298 – 340.
- Демченко А. “Неизвестный Б.В.Асафьев”[Текст]:[о моногр. под таким названием В. Левиновского (живет в Нью-Йорке с 1993г.)] // Рос. муз. газета. – 2005. – № 1 – 2. – С.10.
- Фирер А. Балет под “Марсельезу”[Текст] [постановка балета “Пламя Парижа” Б.Асафьева: моск. постановка А.Ратманского] // Муз. жизнь. – 2008. – № 9. – С.24.
- Консон Г.Р. Интонационный анализ Б.Асафьева оперы П.И.Чайковского “Евгений Онегин”: к 125-летию со дня рождения Б.Асафьева и 130-летию со дня первой постановки оперы П.Чайковского “Евгений Онегин” на сцене моск. Малого театра (17 марта 1879г.)[Текст] // Музыковедение. – 2009. – № 7. – С.8 -14.
Биогр. справки:
- О Б.В.Асафьеве // Большая советская энциклопедия.- М., 1950. – 2-е изд. – Т.3.- С.229 – 231;
- Театральная энциклопедия – М., 1961.- Т.1. – С.318 – 319;
- Музыкальная энциклопедия. – М., 1973. – Т.1. – С.235 – 238;
- Бернандт Г.Б., Ямпольский И.М. Кто писал о музыке: био- библиогр. словарь. – М., 1971. – Т.1. – С.55 – 59;
- Бернандт Г.Б., Ямпольский И.М. Советские композиторы и музыковеды: справочник. – М., 1978. – Т.1. – С.43- 44;
- Балет: энциклопедия. – М., 1981. – С.33;
- Украинский советский энциклопедический словарь. – К., 1988. – Т.1. – С.108;
- Музыкальный энциклопедический словарь. – М., 1991. – С.44;
- Мистецтво України: енциклопедія. – К., 1995. – Т.1. – С.111;
- Енциклопедія сучасної України. – К.,2001. – Т.1. – С.740.